Муниципальное казенное

образовательное учреждение

дополнительного образования детей

"Красноуфимский районный

Дом детского творчества"
Понедельник
27.01.2025
02:40

 
 
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

«Разработка программы дополнительного образования по работе с одаренными детьми"

Калинина Нина Анатольевна,  педагог дополнительного образования МКОУ ДОД «Красноуфимский РДДТ»

Система дополнительного образования наиболее близка к виду образования, изначально ориентированного на свободный выбор различных видов и форм деятельности, формирующих собственные представления о мире и развивающих познавательную мотивацию и способности обучающихся. Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки детских достижений свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как открывает детям возможность проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей, наконец, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями.

Психолог Кристиан Фишер в своей статье «Поддержка одаренного ребенка», утверждает: «Вопреки распространенному мнению, будто одаренным детям обеспечены успехи в учении, в действительности многие из них оказываются не на высоте, причем именно по причине своих исключительных способностей. Дабы, одаренный ребенок сумел реализовать свой высокий потенциал, необходимо понять, что может ему в этом помешать, и так организовывать его обучение и воспитание, чтобы это соответствовало его психологическому складу».

Основными признаками одарённости служит высокий уровень интеллектуальных и творческих способностей детей и такие их личностные особенности, как высокая любознательность, коммуникативность, увлеченность, исследовательская активность.

Главная задача на первом этапе - выявление детей с признаками актуальной или потенциальной общей одарённости, и прежде всего тех, чья любознательность и потребность в познании выходит за рамки традиционной системы обучения. В моей педагогической деятельности эта задача решается через последовательную реализацию программ дополнительного образования детей по этапам:

1. Этап познавательной активности обеспечивается через реализацию программы для обучающихся 8-9 лет «Поделки из всякой всячины». На этом этапе происходит первичное выявление одаренности в художественно-эстетическом направлении деятельности.

Цель на этом этапе: Создание оптимальных условий для пробуждения креативности каждого ребенка.

Задачи.

1.Выявление и развитие способностей, склонностей, интереса, творческого воображения и навыков межличностного взаимодействия.

2.Развитие позитивной мотивации, потребности к познанию мира и ценностей культуры.

Уровень действия детей — репродуктивное воспроизведение.

Уровень достижений — информированность или усвоение определенного объема знаний и способность репродуктировать их;

Итог освоения уровня любознательность ребенка, как основа его познавательной активности,  навыки общения.

2. Программа следующего уровня - «Поделки-самоделки» для детей 10-11 лет позволяет пройти этап  проецирования опыта творческой деятельности на мир увлечений ребёнка.

Цель, задачи: Создание условий для свободы выбора и переноса опыта творчества, приобретенного в конкретной деятельности на другие виды, т. е. усвоение ребенком алгоритмов творчества,  развитие мотивации к избранному виду деятельности.

Уровень действия детей — репродуктивное, алгоритмическое действие.

Уровень достижений - функциональная грамотность или способность решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности.

Итог освоения уровня - приобретение практических навыков и умений в избранном виде деятельности,  опыт переноса алгоритмов решения задач и проблем.

3. На этапе освоения программы уровня «мастерства» - «Креативные технологии» для детей 12-13 лет  происходит  первоначальное самоопределение обучающихся в видах творческой деятельности.

Задачи на этом этапе: Создание условий для индивидуального развития одаренных детей; углубленное изучение предметов с ориентацией на будущую профессию.

Уровни действия — продуктивно-эвристическое действие.

Уровни достижений — компетентность общекультурная, достаточная для творческой деятельности, самореализации личности.

Итог освоения уровня - креативные способности. Продуцирование — преобразование человеком внешней среды, вынуждающее его находить, изменять, приспосабливать механизмы ориентации и  адаптации.

Согласно концепции А.М. Матюшкина психологическая структура одарённости совпадает с основными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека. Вот это и стало отправной точкой  работы по выявлению и поддержке одарённых детей.

Поставив перед собой цель:  создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей,  был проведён  ряд исследований и опросов среди детей младшего, среднего и старшего  школьного возраста. (Приложение №1). Детям  разного школьного возраста предлагалось выполнить задания, направленные на расширение и углубление интегрированных знаний полученных на уроках в общеобразовательной школе и в системе дополнительного образования детей.

Проанализировав всю проделанную работу, была разработана программа 4 уровня: «Азы дизайна» для детей 14-15 лет, которая соответствует этапу самоопределения - «Моя будущая профессия» (Приложение №2).

Уровни действия — продуктивно-творческое действие.

Уровни достижений - Компетентность  допрофессиональная — достаточная для начального выбора профессии, а также способность личности оценивать границы собственной компетентности

Цель: Создание условий для выбора основ допрофессиональной деятельности.

Задачи. Создание условий для освоения основ специализации, выявление и развитие специальных способностей и интересов детей. Разработка программы личностного развития.

Итог освоения уровня Творческое и профессиональное самоопределение. Разработка программы личностного развития.

Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей.

Задачи:

- Создание условий для интеллектуального, творческого, физического развития одаренных детей и их личностного роста.

- Раннее раскрытие интересов и склонностей воспитанников к творческой и научно-исследовательской деятельности.

-Разработка и внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, в работе с одарёнными детьми.

-Формирование познавательной активности обучающихся, исследовательских умений и навыков, ознакомление с методами и приемами научного поиска.

Ожидаемый результат

1. Создание системы работы с одаренными детьми.

2.Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.

Литература

1.Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.

2.Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004.- 304 с.

3.Панютина Н.И., Рагинская В.Н. и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми. - Волгоград: Учитель, 2007. - 204 с.

4.Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // "Дополнительное образование детей".- 2001.- № 24.- 37-39 с.

5.Подласый И.П. Педагогика. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-576 с.

6.Шумакова Н.Б. Одарённый ребёнок: особенности обучения.-М.:»Просвещение»,2006.-239с.

Категория: Мои статьи | Добавил: НМ (06.04.2015)
Просмотров: 1147 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: