Главная » Статьи » Мои статьи |
Калинина Нина Анатольевна, педагог дополнительного образования МКОУ ДОД «Красноуфимский РДДТ» Система дополнительного образования наиболее близка к виду образования, изначально ориентированного на свободный выбор различных видов и форм деятельности, формирующих собственные представления о мире и развивающих познавательную мотивацию и способности обучающихся. Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки детских достижений свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как открывает детям возможность проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей, наконец, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями. Психолог Кристиан Фишер в своей статье «Поддержка одаренного ребенка», утверждает: «Вопреки распространенному мнению, будто одаренным детям обеспечены успехи в учении, в действительности многие из них оказываются не на высоте, причем именно по причине своих исключительных способностей. Дабы, одаренный ребенок сумел реализовать свой высокий потенциал, необходимо понять, что может ему в этом помешать, и так организовывать его обучение и воспитание, чтобы это соответствовало его психологическому складу». Основными признаками одарённости служит высокий уровень интеллектуальных и творческих способностей детей и такие их личностные особенности, как высокая любознательность, коммуникативность, увлеченность, исследовательская активность. Главная задача на первом этапе - выявление детей с признаками актуальной или потенциальной общей одарённости, и прежде всего тех, чья любознательность и потребность в познании выходит за рамки традиционной системы обучения. В моей педагогической деятельности эта задача решается через последовательную реализацию программ дополнительного образования детей по этапам: 1. Этап познавательной активности обеспечивается через реализацию программы для обучающихся 8-9 лет «Поделки из всякой всячины». На этом этапе происходит первичное выявление одаренности в художественно-эстетическом направлении деятельности. Цель на этом этапе: Создание оптимальных условий для пробуждения креативности каждого ребенка. Задачи. 1.Выявление и развитие способностей, склонностей, интереса, творческого воображения и навыков межличностного взаимодействия. 2.Развитие позитивной мотивации, потребности к познанию мира и ценностей культуры. Уровень действия детей — репродуктивное воспроизведение. Уровень достижений — информированность или усвоение определенного объема знаний и способность репродуктировать их; Итог освоения уровня любознательность ребенка, как основа его познавательной активности, навыки общения. 2. Программа следующего уровня - «Поделки-самоделки» для детей 10-11 лет позволяет пройти этап проецирования опыта творческой деятельности на мир увлечений ребёнка. Цель, задачи: Создание условий для свободы выбора и переноса опыта творчества, приобретенного в конкретной деятельности на другие виды, т. е. усвоение ребенком алгоритмов творчества, развитие мотивации к избранному виду деятельности. Уровень действия детей — репродуктивное, алгоритмическое действие. Уровень достижений - функциональная грамотность или способность решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности. Итог освоения уровня - приобретение практических навыков и умений в избранном виде деятельности, опыт переноса алгоритмов решения задач и проблем. 3. На этапе освоения программы уровня «мастерства» - «Креативные технологии» для детей 12-13 лет происходит первоначальное самоопределение обучающихся в видах творческой деятельности. Задачи на этом этапе: Создание условий для индивидуального развития одаренных детей; углубленное изучение предметов с ориентацией на будущую профессию. Уровни действия — продуктивно-эвристическое действие. Уровни достижений — компетентность общекультурная, достаточная для творческой деятельности, самореализации личности. Итог освоения уровня - креативные способности. Продуцирование — преобразование человеком внешней среды, вынуждающее его находить, изменять, приспосабливать механизмы ориентации и адаптации. Согласно концепции А.М. Матюшкина психологическая структура одарённости совпадает с основными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека. Вот это и стало отправной точкой работы по выявлению и поддержке одарённых детей. Поставив перед собой цель: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, был проведён ряд исследований и опросов среди детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. (Приложение №1). Детям разного школьного возраста предлагалось выполнить задания, направленные на расширение и углубление интегрированных знаний полученных на уроках в общеобразовательной школе и в системе дополнительного образования детей. Проанализировав всю проделанную работу, была разработана программа 4 уровня: «Азы дизайна» для детей 14-15 лет, которая соответствует этапу самоопределения - «Моя будущая профессия» (Приложение №2). Уровни действия — продуктивно-творческое действие. Уровни достижений - Компетентность допрофессиональная — достаточная для начального выбора профессии, а также способность личности оценивать границы собственной компетентности Цель: Создание условий для выбора основ допрофессиональной деятельности. Задачи. Создание условий для освоения основ специализации, выявление и развитие специальных способностей и интересов детей. Разработка программы личностного развития. Итог освоения уровня Творческое и профессиональное самоопределение. Разработка программы личностного развития. Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей. Задачи: - Создание условий для интеллектуального, творческого, физического развития одаренных детей и их личностного роста. - Раннее раскрытие интересов и склонностей воспитанников к творческой и научно-исследовательской деятельности. -Разработка и внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, в работе с одарёнными детьми. -Формирование познавательной активности обучающихся, исследовательских умений и навыков, ознакомление с методами и приемами научного поиска. Ожидаемый результат 1. Создание системы работы с одаренными детьми. 2.Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью. Литература 1.Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. 2.Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004.- 304 с. 3.Панютина Н.И., Рагинская В.Н. и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми. - Волгоград: Учитель, 2007. - 204 с. 4.Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // "Дополнительное образование детей".- 2001.- № 24.- 37-39 с. 5.Подласый И.П. Педагогика. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-576 с. 6.Шумакова Н.Б. Одарённый ребёнок: особенности обучения.-М.:»Просвещение»,2006.-239с. | |
Просмотров: 1147 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |